Крошечные лесные инженеры
Ноябрь – последний месяц осени. Природа Лапландского заповедника в ожидании самой таинственной поры года – зимы. Животные сменили летние шубки на тёплые зимние наряды, медведи залегли в спячку, каждый по-своему ждёт приближения холодов. И уже скоро под снегом затеплится жизнь, а на лесных полянах появятся дорожки из следов лесных обитателей.
В холодное время года кажется, что природа словно замирает, освобождаясь от надоедливых насекомых: ни мух, ни комаров, ни ползающих существ под ногами, создавая ощущение покоя и тишины. Сигналом к зимовке у насекомых служит стабильное понижение температуры ниже +10°C и сокращение светового дня.
Комары и осы выживают зимой, используя хитрую стратегию. Самцы погибают с первыми морозами, а самки или их яйца находят убежище в щелях деревьев и дуплах, где пережидают холода. Ярким примером общественных насекомых являются муравьи, которым свойственна совместная постройка муравейника для отдельной семьи, уход за потомством, разделение трудовых и общественных обязанностей.
Муравейник они строят из хвоинок и мелких веточек. Может показаться, что это хаотично разбросанный мусор, но это совсем не так. Даже в сильнейшие дожди муравейник ни капельки не промокает, а все его внутренние ходы остаются целыми и сухими.
Муравьям тайги и тундры жить сложнее, но и они приспособились к суровому климату. Самая активная жизнь лесных инженеров наблюдается с мая по октябрь. На зимовку они уходят как раз в конце осени. Каждый северный муравей знает, что в холодный период надо отъедаться углеводами, ведь добыть пищу под снегом проблематично.
Подготовка к зиме у муравьёв начинается летом. Это осознанный и продуманный план выживания, где каждый понимает свою роль. Свои убежища они создают на глубине до полутора метров. Здесь температура остаётся стабильной даже при сильных морозах. Почва действует как естественный природный термостат, обеспечивая идеальные условия для всей колонии.
Снаружи муравейник кажется абсолютно безжизненным. На самом деле это совсем не так. Пока одни собирают провизию, другие превращаются в лесных архитекторов: углубляют тоннели до безопасной глубины, укрепляют стены камер специальными выделениями, создают вентиляционные шахты для циркуляции воздуха, обустраивают кладовые для хранения ресурсов. Муравьи тщательно закупоривают входы в муравейник, используя при этом растительные остатки, комки земли и даже собственные выделения, создавая герметичные пробки.
Именно в ноябре крошечные лесные архитекторы погружаются в спячку, но это не просто сон в привычном понимании, а переход в режим экстремальной экономии энергии, по-научному это называется диапауза. Все внутренние процессы в организме замедляются, но колония не замирает полностью. В самом центре зимнего убежища продолжается жизнь, хоть и очень медленная. Зимой муравьи экономно расходуют свои накопленные запасы: жиры и углеводы, а также законсервированные личинки тлей, семена и остатки растительной пищи.
Эти удивительные насекомые превращают суровую зиму в период спокойного ожидания, используя стратегии выживания, достойные восхищения. Прогуливаясь по зимнему лесу, задумайтесь: под вашими ногами может бурлить жизнь целого подземного города. Ведь крошечные лесные архитекторы незаменимые защитники леса.
Татьяна Кузнецова, методист по экологическому просвещению ФГБУ «Лапландский государственный природный биосферный заповедник»